Профориентация

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
– оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
– выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
– получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
– выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
– Профессиональной просвещение;
– Профессиональная диагностика;
– Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
– Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
– Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
– Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
– Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
– Представления о собственных интересах и возможностях;
– Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
– Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
– Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
– Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
– Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
– Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
– Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
– Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
– Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
– Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
– Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
– Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
– Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
– Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
– Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
– Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
– Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
– Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
– Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
– Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
– Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
– Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
– Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
– Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.