Школа в Мирном – это больше, чем учебное учреждение

Статья в газете «ЗАРЯ ЕНИСЕЯ» от 04 апреля 2002 года.

ШКОЛА В МИРНОМ – ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Лесосибирский колледж «Знание» – единственное в на­шем крае частное учебное уч­реждение. Открыто оно было в 1992 году. За это время прой­ден большой пуп от неприятия до побед над косностью, старым мышлением, нежеланием дать людям возможность заниматься тем, чем они хотят. А они хотели дать каждому ребенку образова­ние, и не просто образование, а еще и профессиональное. Мес­тные чиновники не желали и слы­шать об открытии негосудар­ственного учебного учреждения. А они продолжали обивать поро­ги в крае, в Москве. На их сто­роне был новый Закон «Об об­разовании», а еще глава местной администрации Н.Т.Колпаков. Шло время перестройки, кото­рую сегодня многие ругают. Но у этого времени есть и немало интересного. Оно позволило многим людям найти себя в этой жизни, осуществить нереализо­ванные ранее возможности. Я писала уже о частных предпри­нимателях в сфере торговли то­варами народного потребления, о людях, что открыли целую сеть аптек, о тех, кто на хорошем уровне предлагает бытовое об­служивание населения… Соб­ственно, для многих свое дело стало делом семьи.

Здесь тоже семья: муж, жена, дети. Но их дело очень даже отличается от дел других предпринимателей. Они  взвалили на себя воз, на котором на будущее внуков много не заработаешь. В их деятельности – иные цели и за­дачи. И все-таки воз этот катится. Вве­дение многоуровневой структуры и не­прерывного образования дало возмож­ность, начиная с 1993 года, открыть на­чальную общеобразовательную школу, затем среднюю (полную) общеобразо­вательную школу одногодичного уско­ренного курса обучения по программе 10-11 классов, включая экстернат, а так­же отделения правоведения (очная и заочная формы обучения), иностранно­го языка (очная форма обучения).

Сегодня здесь обучаются не только лесосибирцы. но и юноши и девушки из Норильска, Игарки, Енисейска, Подтесово, соседних районов…

Школа-колледж, как альтернативное учебное учреждение, сохраняет тради­ционность и содержание образования, но не как догму, а с позиции активного исследования всех сторон образова­тельного процесса. Привлекая допол­нительные финансовые средства для изменения условий жизни и учебы де­тей, школьников и студентов, условий труда и социальных возможностей пе­дагогов, учредители этого учебного заведения рассчитывают радикально улучшить качество образования и вос­питания учащихся.

Я думаю, что сегодня лесосибирцам нет необходимости представлять учре­дителей «Знания». Они хорошо извес­тны в городе, да и в крае тоже. Алла Викторовна, Владимир Дмитриевич, Дмитрий Владимирович и Наталья Вла­димировна Ситниковы известны как подвижники, меценаты. А вот рассказать об их интересном деле, наработках «Знания» почти за десять лет, есть смысл. И мы предлагаем читателям “Зари Енисея» серию материалов о колледже, беседы с учредителями, пе­дагогами, учащимися, их родителями, студентами… А первый наш материал – об интересных страницах существо­вания этого учебного учреждения, о школе в поселке Мирном. Она была по­строена и открыта в этом году на сред­ства учредителей колледжа. Эта шко­ла – яркая страница того, что колледж и его создатели на верном, добром пути, осуществляют самые гуманные цели.

…В начале сентября мы писали об ее торжественном открытии. Это был действительно праздник. Праздник не только для детей и педагогов, но и для всего поселка. И вот, ожидания людей оправдались. Школа в Мирном стала не только образовательным и воспи­тательным центром для детей, но еще и культурным, связующим звеном, объе­диняющим родителей, всех жителей по­селка добрым общением.

Подъезжаем. От Лесосибирска че­рез железнодорожный переезд это будет километров семь. Некогда здесь был большой леспромхоз. В период пе­рестройки он разорился. А поселок не умер. Люди остались в нем жить. Куда с семьей тронешься? А тут все-таки кормит огород, да и хозяйство свое держать можно, кстати сказать, сюда переехали жить многие лесосибирцы. Уж очень прельщают экологически чи­стые места.

Здесь несколько лет назад посели­лась и семья Ситниковых. Я помню, как, еще будучи заместителем председате­ля горисполкома, Владимир Дмитриевич убеждал молодые семьи: «Берите ссу­ду, стройте коттеджи в Мирном, ведь это благодать, чистый воздух, жизнь в сво­ем доме, на земле». Но тогда рискнули не многие. На окраине Мирного появи­лось всего два коттеджа. А ведь под за­строй было отведено 500 участков. Без­денежье перестройки перечеркнуло планы многих. Но не все потеряно, тем более если открываются школы. Зна­чит, жизнь продолжается. И у поселка есть будущее.

А мы перешагиваем порог двухэтаж­ного деревянного здания, что выросло на окраине Мирного. Уютно и простор­но, но небольшие классные комнаты. А они и не рассчитаны на такие, как в го­роде – тридцать три ученика, и учите­лю невозможно проверить знания и у половины. Здесь совсем другой прин­цип обучения и воспитания. «Я считаю, что не должно быть таких школ, где за­нимаются полторы тысячи учащихся», – говорила много лет назад Алла Вик­торовна, открывая в Лесосибирске на­чальную школу, где в классах было по 8-10 детей.

– Я всю жизнь хотела видеть школу такой, где бы каждый ребенок был на виду, чтобы дети чувствовали себя в ней как дома.

И здесь, в Мирном, Алла Викторовна продолжила осуществление своей меч­ты.

Идут занятия. Тихонько открываем дверь компьютерного класса. За ком­пьютерами едва видно первоклашек. Они сосредоточенно осваивают азы информатики. Им помогает педагог. Здесь же находятся и учащиеся тре­тьего класса. Подсаживаюсь к третье­класснице Оле Рехловой, и она делит­ся своими впечатлениями: «Раньше нас возили в город, в 18-ую школу. Теперь не надо никуда ездить. Дом рядышком, и родители спокойны. Здесь же учится мой брат Ваня, в 8-ом клас­се. Новая школа очень нравится. Не хочется уходить отсюда после занятий. Да мы здесь все вечера проводим».

Нравится ходить в школу и перво­классникам Коле Истомину и Ване По­пову. Потом мы беседуем с ребятами старших классов. Федя Ахметшин и Лена Гребенкина рассказывают, что ра­ботают различные кружки, поэтому в школу можно приходить и в выходные. С открытием школы в поселке жить ста­ло веселей и интересней, даже взрос­лым, ведь в Мирном нет клуба.

Самая большая гордость новой шко­лы – это спортзал. Он вообще не пусту­ет ни минуты. И иногда техничке бук­вально приходится выпроваживать ребят, чтобы убрать в ней. В определенные дни здесь работает кружок брейк-данца, в другие – идут соревнования. Рассказывает учитель физкультуры Владимир Валентинович Сафонов: «Школа в Мирном – это великое благо для жи­телей поселка. Как отразилось ее от­крытие на нашей семье? Я получил ра­боту, раньше работал учителем физкуль­туры. Дети: сын в 11-ый, дочь в 8-ой класс ходят. Они на глазах. Ведь рань­ше ездили в город учиться. До обеда, и все. С обеда везет их автобус обрат­но. А самое интересное, как правило, в школах начинается во второй половине дня. Так что все мероприятия наших детей обходили стороной. Понятно, это было совсем не то, что сейчас на месте, в родной школе. Здесь и взрослое на­селение по вечерам приходит поиграть в волейбол. Так что школа в Мирном, это больше, чем школа».

Показали нам и столовую, где кор­мят ребят. Сегодня на обед была греч­ка с маслом, пончики с чаем. Дети сдают на неделю по 15 рублей. Роди­тели приносят муку, сахар, овощи. Здесь входят в положение любой семьи.

Еще я переговорила с педагогом Юлией Вячеславовной Возняк. Она молодой специалист, ведет географию. И вот, что нравится ей в школе: «Классы небольшие. Первые шаги учителю здесь делать – просто одно удоволь­ствие. Успеваешь опросить всех. И по­том, эта немногочисленность позволя­ет быть поближе к детям. Занятия в школе идут в одну смену. Уроки длят­ся по 45 минут, две большие перемены – по 15 минут. Дети успевают пообе­дать и сходить в спортзал».

Еще одна примечательная деталь. Здесь очень тепло. Дети в сменке. Все чисто. И за каждым закреплена его парта – следи за ней и за чистотой в классе, будь хозяином.

А теперь самое время дать слово мо­лодому директору школы Алексею Ана­тольевичу Бибикову:

– Школа в поселке Мирный пред­ставляет стандартное учебное среднее полное учреждение с 11 -летним цик­лом обучения учащихся. У нас 11 клас­сов, почти 80 детей. Эта школа счита­ется все-таки малокомплектной.

В настоящее время строится второй корпус. Планируем, что на следующий год в этот корпус перейдут младшие классы. Мы хотим расшириться и иметь дополнительные помещения. Месяц назад в строй вошел спортив­ный зал, к нему будут строить душе­вые и раздевалки. И начальная школа будет находиться отдельно. Конечно, чтобы учебный процесс в начальном звене шел, как необходимо по стандар­ту, нужны дополнительные помещения, в том числе игровая комната для ма­леньких детей, ведь планируем органи­зовать и дошкольную группу. Кроме того, у нас вместе обучаются 2-ой и 3-ий классы. На следующий год они бу­дут обучаться отдельно. К тому же это позволит освободить полностью помещение для большого компьютерного зала. Наши дети вам уже, конечно же, говорили, что им здесь очень нравится, они тянутся сюда. Буквально с утра до вечера школа полна детьми. В таком небольшом поселке, как Мирный, это единственное место, куда можно пой­ти детям. Это буквально отдушина для них. А в школе постоянно проводятся классные и общественные мероприятия. После­дние шли через неделю подряд: к 23 февраля, к 8 марта. Затем с помощью учителей мы организовали такое боль­шое мероприятие, как «Проводы зимы». На них был весь поселок. Соревнова­лись, веселились, играли. Это был за­мечательный праздник единения лю­дей. Наша школа стала не только об­разовательным, но и культурным цент­ром поселка. Сюда тянутся и взрослые.

А для детей мы стараемся сделать все. По субботам работает кружок танцев – приезжает из города педагог. Есть кружки вязания, шитья бисером, работают спортивные секции. И наши дети постоянно находятся в школе.

Далее, вы, конечно же, обратили вни­мание на то, что у нас есть хороший ком­пьютерный класс. Информатика ведет­ся с 1 по 11 классы. Старшие классы мы возим в Лесосибирск в компьютерный центр. Учащиеся работают там с более совершенными машинами, пос­ледними технологиями. В целом же, наша школа больше с гуманитарным уклоном, и в ней осуществляется инди­видуально-личностная концепция под­хода к ученикам. В ходе учебного про­цесса учитель может уделить время каж­дому ребенку, поговорить с ним. Здесь вы никогда не увидите, чтобы учитель кричал на ученика. На первый план мы ставим здоровье детей. Цель школы -прежде всего сохранить здоровье уча­щихся. Затем уже образовательный процесс. Вот почему уже сегодня нача­ли готовиться к летнему сезону. При школе будет организован летний ла­герь. Дети будут работать на собствен­ном школьном огороде, по благоустрой­ству территории и отдыхать. Это будет не просто трудовой, а оздоровительно-трудовой лагерь. Учащиеся будут гото­вить спортивную пришкольную площад­ку, выращивать овощи с тем, чтобы по­полнить зимой свой витаминный стол. В перспективе на приусадебном хозяй­стве – небольшая ферма. Будем разво­дить кроликов. Это для того, чтобы снаб­дить мясом рацион детей. Одним сло­вом, планов и задумок много. Самое главное, что школа живет, действует, раз­вивается. Она очень нужна жителям по­селка. И они с благодарностью гово­рят об учредителях – семье Ситнико­вых. Это люди, которые всем сердцем болеют за детей. Они по инициативе жителей открыли школу в Мирном. Эти люди заслуживают только благодарно­сти. Государству тяжело сегодня откры­вать новые школы. А тут люди взялись на свои деньги построить бесплатную школу, я знаю, ими взят большой кре­дит. Сколько встречаюсь с родителями, все передают им великое спасибо.

Учредители позаботились и о том. чтобы в школе был сформирован ста­бильный учительский коллектив. Сей­час в штате 18 педагогов. 95% из них приезжают в Мирный на городском маршрутном автобусе из Лесосибирска. С большим удовольствием приезжают. Существует конкуренция на место. Люди просятся с Красными дип­ломами. Хотя у нас достаточно много молодых специалистов, но это хорошая школа во всех смыслах, для молодого учителя, чтобы научиться работать с детьми. И дети, а это сельские дети, относятся к жизни более положитель­но, чем городские. Они скажем, нашей действительностью еще так не испор­чены. У нас прекрасный завуч, педагог с 30-летним стажем Любовь Петровна Ахромеева. Работала учителем началь­ных классов в школе №15 в г. Лесосибирске. Это прекрасный организатор. Она всегда помогает провести все праздники и интересные внешкольные мероприятия. У нас работает замеча­тельный учитель математики Галина Владимировна Григорьева. Или учи­тель начальных классов Инна Валерь­евна Потапкина. Она раньше работала в школе-интернате г. Лесосибирска, и мы ее пригласили сюда. Дети очень любят Инну Валерьевну, любят ее и ро­дители.

Вот, пожалуй, и все о новой школе в Мирном. Но я не могу не задать Алек­сею Анатольевичу свой последний воп­рос: «А есть ли у поселка будущее?». Ведь многие его жители не имеют ра­боты. Не начнется ли миграционный процесс, и тогда просто некого будет учить в мирновской школе. И дирек­тор мне ответил:

– В основе своей как было? Суще­ствовала в сельской местности школа – существовало село или поселок. У нас много деревень разрушилось из-за того, что разрушились школы. Если закрывается школа, то деревня, село, по­селок, умирает. Тут же, напротив, сде­лан первый шаг к возрождению посел­ка. Построилась школа. А значит, никто никуда не уедет. И потом, разработан генплан застройки Мирного на 500 до­мов. Завтра, чуть только государство окрепнет, здесь развернется большое строительство индивидуального жилья, а значит, будет и работа.

Выходит, что школа в Мирном – это действительно больше, чем школа.

В. ИГНАТОВА