Школа-колледж для учеников, а не ученики для колледжа

Статья в газете «ЗАРЯ ЕНИСЕЯ» от 08 марта 2001 года.

ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ ДЛЯ УЧЕНИКОВ,  А НЕ УЧЕНИКИ ДЛЯ КОЛЛЕДЖА
 – ТАКОВ ПРИНЦИП РАБОТЫ НАШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

Коренные изменения в государ­ственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни России оказали серьёзное влияние на систему образования, которая ста­ла более демократичной и многооб­разной.

В 1992 году выходит Закон Рос­сийской Федерации «Об образова­нии», где провозглашается область образования приоритетной. И в Рос­сии, наряду с действующими госу­дарственными, появляются негосу­дарственное образовательные учреждения.

Нынешнее состояние экономики России, связанное с сокращении объёмов производства и национального дохода, вызвало уменьшение бюджетного финансирования систе­мы образовавши.

Естественно, что это привело к ухудшению материальной базы школ, техникумов, вузов, к низкому уровню оплаты труда преподавателей, к оттоку высококвалифицированных специалистов в сферу бизнеса.

Создание в России отдельной законодательной базы предопредели­ло появление рынка образовательных услуг – платной образовательной услуги.

По статистическим данным, в Рос­сийской Федерации насчитывается около тысячи школ, лицеев, гимназий, колледжей и 350 негосударственных вузов. Доля платных образовательных услуг, предоставляемая негосударственными образовательными учреждениями, составляет 7 % общего объема, в дальнейшем эта цифра будет расти.

Для негосударственных учебных учреждений характерен более высокий, чем для государственных, уро­вень коммуникаций, который диктуется необходимостью активно формировать спрос на услуги и быть конкурентоспособными на рынке.

Лесосибирскому негосударствен­ному школе – кoллeджy «Знание» в 2001 году исполняется десять лет. Возраст вроде бы и небольшой, но и немаленький.   Анализируя   тот путь, который прошел колледж в своём становлении, можно уже с уверенностью сказать, что школа – колледж как альтернативное учебное учреждение состоялось.

Учащиеся которые пришли в колледж в 10-11 классы, изначально способности к овладению предметами гуманитарного цикла. Об этом говорят первые срезы по математике за курс основной школы. Только у 25% обучающихся знания были оценены положительно.

Обучение в колледже строится в соответствии с личностно-ориентированным подходом, что является основной гуманистического воспитания. Создаются  условия для овладения стандартом образования за курс полной средней общеобразовательной школы. Отношение «учитель-ученик» строится на демократичёской основе. В центре такого отношения лежит уважение к личности, каждого учащегося, совместный учебный труд. Школа-колледж  для учащихся, а не учащиеся для колледжа – таков принцип работы нашего педагогического коллектива. Поэтому, начиная с 1992 года, количество учащихся в 10-11 классах с  каждым годом растет (23 ученика 1992 году и уже 70 в 2001 учебном году).

Потребность населения в таких аль­тернативных учебных учреждениях увеличивается. Поступают просьбы открыть прием во все классы обще­образовательной школы-колледжа. Это действительно возможно при уже сформировавшемся за 9 лег педаго­гическом коллективе, оснащении об­разовательного процесса и т. д. Од­нако из-за отсутствия необходимых площадей этого сделать учредители колледжа на сегодня не могут. Мы неоднократно обращались в админи­страцию г. Лесосибирска, Законода­тельное Собрание края помочь ре­шить нашу проблему, но на все зап­росы ответ пока один – нет свобод­ных помещений. Хотя сегодня в дет­ских садах на одного воспитателя приходится 2-3 ребёнка – это классичес­кий метод воспитания с огромными затратами для государства.

В 1994 году колледж приобрел очень хорошую профсоюзную библио­теку ОРСа

г. Лесосибирска. Она три раза перекочевывала из здания на Яб­лочкова. 8, в здание конторы АО «Конда», затем в подвальное помещение собственного дома в п.Мирный. За ожиданием здания, кирпичного или панельного, 5 лет отличная библиоте­ка хранится в подвале.

В 2000 году решился наконец то запрос с помещением по ул. Яблочково, 8. Оно было отдано в аренду колледжу на 15 лет, и компьютерный класс был вынесен из помещения по ул. Горького, 106 (из деревянного здания в кирпичное). И в этом нам очень помог глава города Н.Т. Колпаков и это при том, что в администрации города некоторые работники никак не приемлют негосударственные учебные учреждения.

Так в газете «Заря Енисея» за 22 февраля 2001 года заведующая отде­лом образования администрации г. Лесосибирска Н.П. Рукосуева, сделав анализ состояния образования сегод­ня и завтра в г. Лесосибирске, ни сло­ва не сказала о негосударственной школе «Знание», пусть это небольшой процент от общего числа учащихся в городе. И. конечно, все дано в «розо­вом свете». И если уж на заявку кол­леджа по учебной литературе был дан ответ «НЕТ», что тут можно сказать…

А в феврале этого года один из за­местителей главы города полушутя, полусерьезно высказал мысль о не­нужности альтернативных учебных учреждений в г. Лесосибирске, аргументируя свою мысль опустевшими классами государственных школ, а в будущем и опустевшими школами. Естественно, возникла проблема тру­доустройства учителей. Можно согла­ситься на сегодня с этой мыслью и болью заместителя главы. Но эта боль всей России, т. к. смертность населе­ния превышает рождаемость, числен­ность населения катастрофически падает, российский генофонд каче­ственно изменяется в худшую сторо­ну, социально-экономические условия сегодня не стимулируют женщину к рождению детей.

Но это не может продолжаться бес­конечно. Уже сейчас, с приходом к власти президента В.В.Путина, появ­ляются первые ростки улучшения во всех сферах нашей жизни. И чем бо­гаче и разнообразнее будет образо­вательное единое пространство как система, тем легче будет решить очень важную государственную задачу – создание здоровой семьи в России. А государственный и негосударствен­ный секторы в образовании выполня­ют один и тот же заказ страны – вос­питание личности, способной постро­ить жизнь, полную добра истины и красоты. Поэтому, прежде чем делать какой-то анализ образования или высказывать мнение, необходимо организовывать социологические ис­следования в этом направлении, анализировать ситуацию в стране, крае, го­роде и предвидеть будущее. Если ру­ководитель не наделен такими каче­ствами и свое личное субъективное мнение выдает за мнение обществен­ности, естественно, создается негатив­ное отношение к негосударственным учебным учреждениям у некоторых директоров школ, учителей и родите­лей, что отрицательно сказывается на общем образовательном простран­стве в городе.

В образовании происходит рефор­мирование. Со мной согласятся мно­гие лесосибирцы, что будущее в Рос­сии за такими учебными учреждениями, которые построены на многосту­пенчатой основе: начальная школа — общеобразовательная школа – на­чальная профессиональная школа -средняя профессиональная школа – высшая школа.

Лесосибирская школа-колледж «Знание» уже построена по такому принципу. Сегодня нужна лицензия на образовательную деятельность Лесосибирского института им. А.И. Малютиной, устав которого зарегистрирован в администрации города.  Ноябрь­ская поездка в Москву в 2000 году в Министерство образования не дала возможности получить эту лицензию из-за отсутствия необходимого коли­чества площадей на 1 студента (с 7.2 м2 на 1 обучающегося, в 1999 году уве­личение произошло до 13.6 м2 в 2000 году). Даже передавая всю имеющу­юся площадь школы-колледжа института им. А.И.Малютиной проблему не­хватки площадей решить невозмож­но без помощи администрации г. Лесосибирска. Поэтому мы — адми­нистрация колледжа, преподаватель­ский коллектив, студенты, учащиеся школы, родители и жители г. Лесоси­бирска (всего около 300 подписей) – решили обратиться через газету к главе города Н.Т.Колпакону с просьбой изыскать возможность в предоставлении рожденному негосударственному институту  необходимых площадей.

Уважаемый Николай Терентьевич!

Многие инновации в образователь­ной системе города произошли с Вашей легкой руки (открытие педин­ститута, медучилища, технологическо­го института, кадетской школы и т.д). Мы надеемся, что и открытие негосу­дарственного института в нашем го­роде не оставит Вас равнодушным. Этим самым Вы дадите право выбо­ра населению города и региона, не имеющим материальной возможность обучаться в учебных заведениях дру­гих городов России, продолжить свое обучение на месте.

Время, когда населению навязыва­ли свыше, что хорошо, а что плохо, прошло.

 

А.В СИТНИКОВА,

учредитель школы-колледжа