Статья в газете «ЗАРЯ ЕНИСЕЯ» от 08 марта 2001 года.
ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, А НЕ УЧЕНИКИ ДЛЯ КОЛЛЕДЖА
– ТАКОВ ПРИНЦИП РАБОТЫ НАШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Коренные изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни России оказали серьёзное влияние на систему образования, которая стала более демократичной и многообразной.
В 1992 году выходит Закон Российской Федерации «Об образовании», где провозглашается область образования приоритетной. И в России, наряду с действующими государственными, появляются негосударственное образовательные учреждения.
Нынешнее состояние экономики России, связанное с сокращении объёмов производства и национального дохода, вызвало уменьшение бюджетного финансирования системы образовавши.
Естественно, что это привело к ухудшению материальной базы школ, техникумов, вузов, к низкому уровню оплаты труда преподавателей, к оттоку высококвалифицированных специалистов в сферу бизнеса.
Создание в России отдельной законодательной базы предопределило появление рынка образовательных услуг – платной образовательной услуги.
По статистическим данным, в Российской Федерации насчитывается около тысячи школ, лицеев, гимназий, колледжей и 350 негосударственных вузов. Доля платных образовательных услуг, предоставляемая негосударственными образовательными учреждениями, составляет 7 % общего объема, в дальнейшем эта цифра будет расти.
Для негосударственных учебных учреждений характерен более высокий, чем для государственных, уровень коммуникаций, который диктуется необходимостью активно формировать спрос на услуги и быть конкурентоспособными на рынке.
Лесосибирскому негосударственному школе – кoллeджy «Знание» в 2001 году исполняется десять лет. Возраст вроде бы и небольшой, но и немаленький. Анализируя тот путь, который прошел колледж в своём становлении, можно уже с уверенностью сказать, что школа – колледж как альтернативное учебное учреждение состоялось.
Учащиеся которые пришли в колледж в 10-11 классы, изначально способности к овладению предметами гуманитарного цикла. Об этом говорят первые срезы по математике за курс основной школы. Только у 25% обучающихся знания были оценены положительно.
Обучение в колледже строится в соответствии с личностно-ориентированным подходом, что является основной гуманистического воспитания. Создаются условия для овладения стандартом образования за курс полной средней общеобразовательной школы. Отношение «учитель-ученик» строится на демократичёской основе. В центре такого отношения лежит уважение к личности, каждого учащегося, совместный учебный труд. Школа-колледж для учащихся, а не учащиеся для колледжа – таков принцип работы нашего педагогического коллектива. Поэтому, начиная с 1992 года, количество учащихся в 10-11 классах с каждым годом растет (23 ученика 1992 году и уже 70 в 2001 учебном году).
Потребность населения в таких альтернативных учебных учреждениях увеличивается. Поступают просьбы открыть прием во все классы общеобразовательной школы-колледжа. Это действительно возможно при уже сформировавшемся за 9 лег педагогическом коллективе, оснащении образовательного процесса и т. д. Однако из-за отсутствия необходимых площадей этого сделать учредители колледжа на сегодня не могут. Мы неоднократно обращались в администрацию г. Лесосибирска, Законодательное Собрание края помочь решить нашу проблему, но на все запросы ответ пока один – нет свободных помещений. Хотя сегодня в детских садах на одного воспитателя приходится 2-3 ребёнка – это классический метод воспитания с огромными затратами для государства.
В 1994 году колледж приобрел очень хорошую профсоюзную библиотеку ОРСа
г. Лесосибирска. Она три раза перекочевывала из здания на Яблочкова. 8, в здание конторы АО «Конда», затем в подвальное помещение собственного дома в п.Мирный. За ожиданием здания, кирпичного или панельного, 5 лет отличная библиотека хранится в подвале.
В 2000 году решился наконец то запрос с помещением по ул. Яблочково, 8. Оно было отдано в аренду колледжу на 15 лет, и компьютерный класс был вынесен из помещения по ул. Горького, 106 (из деревянного здания в кирпичное). И в этом нам очень помог глава города Н.Т. Колпаков и это при том, что в администрации города некоторые работники никак не приемлют негосударственные учебные учреждения.
Так в газете «Заря Енисея» за 22 февраля 2001 года заведующая отделом образования администрации г. Лесосибирска Н.П. Рукосуева, сделав анализ состояния образования сегодня и завтра в г. Лесосибирске, ни слова не сказала о негосударственной школе «Знание», пусть это небольшой процент от общего числа учащихся в городе. И. конечно, все дано в «розовом свете». И если уж на заявку колледжа по учебной литературе был дан ответ «НЕТ», что тут можно сказать…
А в феврале этого года один из заместителей главы города полушутя, полусерьезно высказал мысль о ненужности альтернативных учебных учреждений в г. Лесосибирске, аргументируя свою мысль опустевшими классами государственных школ, а в будущем и опустевшими школами. Естественно, возникла проблема трудоустройства учителей. Можно согласиться на сегодня с этой мыслью и болью заместителя главы. Но эта боль всей России, т. к. смертность населения превышает рождаемость, численность населения катастрофически падает, российский генофонд качественно изменяется в худшую сторону, социально-экономические условия сегодня не стимулируют женщину к рождению детей.
Но это не может продолжаться бесконечно. Уже сейчас, с приходом к власти президента В.В.Путина, появляются первые ростки улучшения во всех сферах нашей жизни. И чем богаче и разнообразнее будет образовательное единое пространство как система, тем легче будет решить очень важную государственную задачу – создание здоровой семьи в России. А государственный и негосударственный секторы в образовании выполняют один и тот же заказ страны – воспитание личности, способной построить жизнь, полную добра истины и красоты. Поэтому, прежде чем делать какой-то анализ образования или высказывать мнение, необходимо организовывать социологические исследования в этом направлении, анализировать ситуацию в стране, крае, городе и предвидеть будущее. Если руководитель не наделен такими качествами и свое личное субъективное мнение выдает за мнение общественности, естественно, создается негативное отношение к негосударственным учебным учреждениям у некоторых директоров школ, учителей и родителей, что отрицательно сказывается на общем образовательном пространстве в городе.
В образовании происходит реформирование. Со мной согласятся многие лесосибирцы, что будущее в России за такими учебными учреждениями, которые построены на многоступенчатой основе: начальная школа — общеобразовательная школа – начальная профессиональная школа -средняя профессиональная школа – высшая школа.
Лесосибирская школа-колледж «Знание» уже построена по такому принципу. Сегодня нужна лицензия на образовательную деятельность Лесосибирского института им. А.И. Малютиной, устав которого зарегистрирован в администрации города. Ноябрьская поездка в Москву в 2000 году в Министерство образования не дала возможности получить эту лицензию из-за отсутствия необходимого количества площадей на 1 студента (с 7.2 м2 на 1 обучающегося, в 1999 году увеличение произошло до 13.6 м2 в 2000 году). Даже передавая всю имеющуюся площадь школы-колледжа института им. А.И.Малютиной проблему нехватки площадей решить невозможно без помощи администрации г. Лесосибирска. Поэтому мы — администрация колледжа, преподавательский коллектив, студенты, учащиеся школы, родители и жители г. Лесосибирска (всего около 300 подписей) – решили обратиться через газету к главе города Н.Т.Колпакону с просьбой изыскать возможность в предоставлении рожденному негосударственному институту необходимых площадей.
Уважаемый Николай Терентьевич!
Многие инновации в образовательной системе города произошли с Вашей легкой руки (открытие пединститута, медучилища, технологического института, кадетской школы и т.д). Мы надеемся, что и открытие негосударственного института в нашем городе не оставит Вас равнодушным. Этим самым Вы дадите право выбора населению города и региона, не имеющим материальной возможность обучаться в учебных заведениях других городов России, продолжить свое обучение на месте.
Время, когда населению навязывали свыше, что хорошо, а что плохо, прошло.
А.В СИТНИКОВА,
учредитель школы-колледжа